Видео из книги:


                 Оглавление технической   части

Первая часть содержит 46 видео с секретами мастерства и 80 фото технических приемов

 

1) Дерево – материал будущего

1.влияние влаги на древесину

2.сушка древесины

3.вымачивание в масле

4.укладывание в штабель

5.влияние перемен климата

6.пороки древесины

7.разница между твердыми и   мягкими породами

8.особенности основных пород

9.эстетические свойства

10.ускоренная сушка

Практическая работа

2) Изготовление резчицкого инструмента

1.качество инструмента

2.виды радиусов стамесок

3.изготовление обратных  стамесок

4.изготовление полукруглых  стамесок

5.клюкарзы

6.насаживание ручек

Практическая работа

3) Правила заточки

1.обдирка на электроточиле

2.заточка на бруске

3. правка на оселке

4.заточка обратных стамесок, уголков и клюкарз

5.полирование на войлоке

Практическая работа

4) Фигурная выпиловка

1.нанесение рисунка

2.основной процесс

3.сколы

4.зачистка

Практическая работа

5) Мозаика

1.инкрустация

2.интарсия

3.маркетри

4.лобзиковый станок

5.фанерование

6.паркетри

6) Трехгранно-выемчатая резьба

1.мотивы

2.приемы резьбы

3.статистический метод оценки  качества

Практическая работа

7) Древнерусский рельеф

1.принципы плоского рельефа.   Резчик Амвросий

2.технология

3.сопряжение дуг

4.характер мелких элементов

5.Абрамцево-Кудринская резьба

Практическая работа

8) Глубокая резьба

1.заготовки

2.»оболванивание»

3.вырезание волны

4.зачистка

5.орнаменты

Практическая работа

9) Объем

1. пластилин и рисунок

2. опиливание

3. оболванивание

4. Эрьзя и Коненков

5. Скульптурные головы

10) Столярные конструкции

1. разработка схемы

2. рамочно-филеночная вязка

3. крепление индонезийской соломки

4. важный столярно-плотницкий

 секрет

5. пилы

6. простейшие соединения

7. Ремонт дверок

8. сверление

9. штангенциркуль

11) Электроинструмент

1. какой инструмент покупать

2. дисковые ручные пилы

3. торцовая пила

4. электорубанки

5. рейсмусный станок

6. фрезеры

7. ленточная пила

8. шлифовальные работы

9. точение

10. соосное сверление длинных заготовок

12) Заготовки под резьбу.

1. понятие точности

2. накапливание погрешностей

3. доведение до ума бытового  станка

4. склеивание делянок

5. ручной рейсмус-отволок

6. настройка рубанков

7. шпонки

8. расклинивание стволов

9. распиливание отщепов на  дощечки

13) Склеивание, шпаклевание, тонировка

1. изготовление вставок

2. шпаклевание

3. разбавление клея

4. восковые палочки

5. герметики и клеи

6. тонирование

7. заделка сучков

8. «античный дуб»

Практическая работа

14) Лакирование, окраска, вощение

1. столярная подготовка

2. морилки

3. лаковые морилки

4. вощение

5. масла

6. масляная краска

7. быстросохнущие лаки

8. масляные лаки

9. полирование акрилово-полиуретановыми

водными лаками.

10. полиэфирный лак

11. свойства лаков

12. копируйте патину

Практическая работа

15) Золочение

1. левкас

2. лишевание

3. приклеивание на мордан

4. золочение рельефа

5. золочение плоскости

16) Реставрация

1. консервация и реставрационная реконструкция.

2. разборка

3. укрепление шипов

4. способы смывки

5. реставрация шпона

6. старые покрытия

7. дорезка

8. полировка шеллаком

9. цикли

10. наклеивание зеленого сукна.

11. янтарный лак

12. окунание

13. обтяжка

Практическая работа

17) Этапы творчества

18) Сказки про дерево и деревянщиков

19) Как себя поберечь

 


Это то, к чему я стремлюсь


 Оглавление мировоззренческой части

 

I  Историческая тема

Преимущества работы фрилансером по Википедии

1. О Новом в искусстве

2. Русская деревянная скульптура

3. Эксклюзив из дерева                                              

4. Богословие в пластике

 

II  Этика и эстетика

1. Опыт общения с заказчиком

2. О перфекционизме и компромиссе или о том, что такое «сергианство»

3. Философия стройки

4.Искусство контраста

5. О стяжании благ духовных и материальных

 

III  Работа над собой

1. Себя и Само

2. Труд фрилансера с духовной точки зрения

 

IV   Автобиография

 


Видео из книги


                                      

                                     Предисловие

 

                           Не помучишься, не научишься.

  из "Пословиц и поговорок русского народа" В.И.Даля

 

Фрилансер (англ.) – свободный копьеносец, вольный художник.

 Несмотря эту русскую поговорку, такого правила, что чем хуже, тем лучше не существует.

Прочтя эту книгу, можно научиться быть независимым человеком, или фрилансером,  выражаясь термином, впервые введенным Вальтером Скоттом. Успех дается Богом. Но благословение и спасение не одно и то же. Дары Божьи можно получить, как бедная вдова в притче о неправедном  судье (Лука. 18гл; стих2). Почему дается благословение, нам знать не дано. Знаем только, что Господь "хочет, чтобы все люди спаслись" (1 Тимоф. гл.2;стих4). Примером того, как можно выклянчить желаемое, служит история повешенного декабриста Рылеева. В детстве он болел и должен был умереть, но мать молилась слишком усердно. В видении ей было сказано, что если он не умрет сейчас, то кончит плохо. Можно по-разному относиться к деятельности тайного общества, на если мать была христианкой, события на Сенатской площади были для нее однозначно уголовным преступлением. Бог относится к нам по-человечески, потому что будучи Бесконечным, одновременно является Личностью.

   Вовсю идет восстановление и строительство храмов, вырос спрос на реставрацию старинной мебели, вместе с тем, усилилась конкуренция, и  постоянно  повышаются требования к качеству. Будем  уважать конкурентов - они помогают нам расти. Большое значение приобретает умение  общаться с заказчиком, этому посвящена отдельная глава. Особенно взыскателен заказчик столичный. Надо учиться  уважать и любить того, с кем имеешь дело. Только с надеждой на Всевышнего можно выжить, оставаясь честным человеком. Качество российских товаров в последние годы растет и порядочные российские производители, как и люди искусства, ждут, чтобы в стране занялись ликвидацией недобросовестной рекламы. Клеймо "профессиональное" ставится на чем попало. Дизайнерские фирмы выставляют на выставках чужие предметы. От того, что промышленная продукция  представляется как ручная и эксклюзивная, фрилансеры терпят ущерб.  Нелишне подчеркнуть, что, рекламируя нечто объективно ценное, мы рекламируем самих себя. Только результаты такого поступка могут сказаться не сразу. Поставить на российского дизайнера или художника - риск на который должны быть способны настоящие мужчины. Между прочим, победа Запада в холодной войне - это в значительной степени победа дизайнеров. Но резьба по дереву - одна из немногих областей, которую  в СССР делали хорошо. Проучившись когда-то в Академии Информатики (МЭСИ), берусь пророчествовать, что проблемы эти решатся развитием программирования, но не без государственной воли. Чтобы предвозвестить возникновение новых проблем, пророком можно не быть.

    В то время, когда  страну хотят разъединить и лишить независимости, вопросы ремесла не самые главные.  Когда воссоединятся три братских народа , работы художникам будет   хоть отбавляй, вот тогда-то и «нарежемся». Изменение во вкусах на деревянные изделия в нашей стране  отражает движение в сторону национальных и религиозных начал. Глобалистский девиз одинаковости  прельщает все меньшее число людей. На смену фабричной безжизненной правильности приходит живая линия, фактура, патина, потертость. Вместо цветовой монотонности – живописность. Позолота на резьбе не должна быть похожа на новый полтинник. Переход современного архитектурного стиля от модернизма и постмодернизма к деконструктивизму – это тоже шаг в сторону  нерегулярности и нестандартности, в иное направление  от идеалов мирового правительства.

 Только этот стиль не будет столь же массовым, как его предшественники - слишком дорогое  это удовольствие. Хозяева современного искусства боятся независимых и незаменимых специалистов. Лепить одинаковые коробки для них лучше во всех отношениях. Но когда ширпотеб делается путем создания программы и нажимания кнопок, надо наконец понять, что такое ручной труд!

  Книга, не претендуя на полноту, и избегая наукообразия,  написана простым разговорным языком в помощь кустарным мастерам, имеющим некоторый опыт работы. Древоделы народ интеллектом не изуродованный, поэтому допускаются даже жаргонные выражения, как более доходчивые. В некоторых случаях, и в определенном смысле «забей и не парься», тоже христианский девиз. Мы филфаков не кончали и выражаемся как можем. )))

   Однажды захотелось разобраться, чем разбавление отличается от растворения. В профессиональном-техническом издании "Технология отделки столярных изделий" Н.И.Прозоровского, в начале  №8 -й главы этому было посвящено  23 строки. Многократное прочтение приводило к абсурдному выводу,  что растворитель – это то, что растворяет, а разбавитель – то, что разбавляет. Ответ же прост, как стакан воды: растворитель разводит твердое, а разбавитель – жидкое. Где просто, там ангелов со сто, говаривал Амвросий Оптинский. Как технические издания, так и торговые инструкции, часто придумывают лишние сложности, чтобы произвести впечатление научности. Иллюзия повышенной наукоемкости служит  обоснованием завышенной цены. Издатель гарантирует, что настоящая книга этим не страдает.  У работающих авторов, однако, есть другой недостаток: мы можем что-то упустить, как «ежу понятное», на наш взгляд. Но дело в том, что между ежами нет единомыслия. Понятное одному ежу, другому ежу может быть не понятно.  Так что заранее прошу  меня извинить.

   Кустарный не значит неумелый. Многие технические открытия были сделаны в гаражах и домашних мастерских. Но, тем не менее, глупо стремиться дойти до всего самому. Узнавая от других, мы смиряемся, и за это нам дается что-то понять и  своей головой. В средние века рецепты соблюдались в тайне, но вступившему в цех они открывались,  а сейчас в книгах пишут обо всем, но найти живого учителя сложно. Очень полезно быть участником интернет-сайтов «Мастеровой» (woodtools.ru),  «Клуб резчиков» (rezbaderevo.ru), и реставрационного (art-con.ru),   где постоянно обсуждается профессиональная информация, и выставляются работы.

  Книга эта о трех специальностях: резьбе, столярном деле, и отделке. Вместе они составляют реставрацию. Может так  же быть полезной при ремонте квартир. Столярное дело и реставрация   – это голова, а резьба – это руки. Непосредственно о приемах резьбы говорится не много, они в основном являются ощущением  рук и меткостью глаза,  но не информацией, и постигаются  во многом методом «тыка». На сайте rezbaderevo.ru любой человек поймет предмет обсуждения, а у столяров на "Мастеровом" значительная часть тем будет непонятна посторонним. Учит больше всего сама работа. Взявшись за дело, хоть и напортачив, все равно поймешь больше, чем при любом теоретическом обучении. Всякий учитель учит до тех пор, пока вы не начинаете становиться  ему конкурентом.

   В конце 90-х был заключен договор о публикации начального варианта этой книги в издательстве «Просвещение», которое специализируется на учебниках. Договор был подписан генеральным директором, начальниками отделов, получено одобрение технического рецензента. Художники и редактора относились приветственно, предполагалось подарочное издание. То, что проект не прошел, трудно объяснить иначе, чем происками фонда Сороса. Но их время прошло.

   Можно предполагать, что традиция кустарного промысла была прервана в нашей стране, мы, как и иконописцы, создаем ее почти заново, однако с использованием современных возможностей.  Величайшее значение в деле возрождения  храмов могут играть  двенадцать альбомов “Народные русские деревянные изделия”, собранные  в результате поездок по северу графом А.А.Бобринским(1861-19З8),  выдающимся этнографом и общественным деятелем. Они открывают широкий мир древнерусского творчества, заграждая уста знатокам, во всем видящим иноземное влияние. Количество приемов в деревообработке  меньше, чем в наукоемких отраслях, но их последовательность каждый раз новая и разрабатывается  индивидуально. В ремесле также как и в умственном труде, есть задачи типовые и нестандартные.

 Книга не включает начальных разделов  Математики, Геометрии и Черчения, которые надо знать столяру. Без сведений из теоретической химии  можно обойтись, хотя список химикатов у реставратора внушителен. В книге приводятся те материалы, которые легкодоступны и широко распространены на современном рынке. 

     Работая над текстом, меня одолевал соблазн просчитывать, что скажет та или иная церковная партия и что из этого будет. Но наконец я плюнул и сказал себе: фрилансер я или не фрилансер? У меня в руках мое копье и Церковь воинствующая надо мною.  Я не лишусь своего скромного куска хлеба, если скажу "не то", как член какой-либо системы.  Ради этого и выбрал такую стезю в 1981 году.

  Древоделием занимался сам Спаситель перед тем, как выйти на проповедь, в годы своей земной жизни. Он избрал своим жребием работу с деревом, потому что пришел перенести  тяготы простого народа, и научить нас смирению. За тем же самым он возжелал родиться не в столице, не в знатной семье, а в захолустье, у родителей, которые не имели возможности в Рождественскую ночь снять жилище. Поэтому Сын Божий появился на свет в кормушке для скота. На сегодняшний день  наша профессия постепенно перетекает из Москвы в регионы. Не барское это дело, по мнению москвичей, которые предпочитают сидеть в офисе за компьютером. В глубинке же больше выносливости, больше смирения, больше любви к Родине, которая является такой же заповедью, как не убий и не укради. И если из столиц идут революции и предательства, то спасение Отечества идет  из малых городов, как это было при Минине и Пожарском.


Видео из книги



Автобиография

Детство


Родился в 1960-м году в Москве. Дед, Абрамов Александр Никитич, из ковровских крестьян — первый и последний советский посол в Израиле, бабка эстонка (Минна Таммеоя). Их сын, мой отец — журналист-международник, советский идеолог. Мать — преподаватель русского и литературы (тоже идеолог), логопед, родилась в Москве. Про деда сохранилась забавная история, как-то он был послом в Камбодже. Мелкие вьетнамцы сорвали красный флаг и бросились бежать. Александр Никитич был мужчина крупный, отслуживший войну на флоте (говорил на «О»). Он догнал хулиганов, отобрал флаг, и крикнул: «Хрущев вас превратит в лагерную пыль!»))) Другой дед по матери служил в разведке фотографом.

 Русскость — это не кровь, а православная вера, по примеру того, что Русскими были царственные мученики, имевшие русской крови меньше моего. Патриотом выросла дочь Аня, у которой добавились еще грузинские корни. Вопрос отцы и дети у нас не стоит. Подтверждением мысли, приведенной в этой книге, является то, что она недавно стала победительницей конкурса театральных художников, совершенно того не ожидая. Ее макет был выбран из 77 других Марком Захаровым, совершенно анонимно. Знакомы зато были мои родители (сепаратно) с другим классиком советского кино, Эльдаром Рязановым, так как жили в одной коммуналке на Климентовском переулке. Эльдар отдал маме горящую путевку в Дом отдыха Большого театра в Поленово на Оке. Там она познакомилась с моим отцом.

Климентовский переулок. Рамиль Гаппасов.

 В Москве около пятисот театров, концертных залов и т. д. Это больше, чем реставрационных и резчицких мастерских. «Дай кровь и прими дух», говорили отцы. Погубить душу свою, чтобы спасти ее, учит Евангелие. То есть отрекись от своей национальной принадлежности. Но у русского человека нет такой надобности, потому что мы смешивались веками очень со многими. И не может на Руси идти разговор о чистоте крови, как в Германии, Грузии, Израиле или еще где-либо. Культ русской крови всегда будет тяготеть к язычеству и изобретать несуществующие достижения праславянской культуры.

Не нахожу должным скрывать, что мама у меня еврейка. Очень многие в Церкви конспирируются. Но все равно известно, у кого половинка, у кого четвертинка, у кого жена и на сколько.))) «Есть много непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных» (Павел к Титу, гл. 1, стих10). Так оно и по сей день: еретиков, обновленцев, диссидентов больше всего из числа моих родственников. Я страдаю, однако, другой болезнью: излишне раздражаться в их адрес. Так тоже неправильно, потому что это «Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат» (Павел к Римлянам, гл. 11, стих 8.). Они «враги креста Христова» по воле Божией. И я не могу спокойно к этому обстоятельству относиться, потому что кровь не водичка. По словам бывшего фарисея, Апостола Павла, противление Богоизбранного народа своему Мессии способствовало, наоборот, распространению истинной веры (Рим, гл. 11, стих 11). Существование еврейского вопроса и самого иудаизма — лучшее доказательство, что библейская история — историческая реальность, а не миф.

Первые годы жизни провел в Дакаре по месту работы отца, в бывшей французской колонии. Здесь уже тогда, в начале 1960-ых, рядом с вопиющей нищетой были представлены все блага западной цивилизации. Когда в Москве появились супермаркеты, узнал с младенчества знакомый мне специфический запах. В тоске тащился за матерью по этим очагам изобилия, ожидая, когда же снова поедем на берег океана. В памяти лучше всего сохранилось все экзотическое: национальные карнавалы, лодки-пироги, там-тамы, маски и, самое главное, изобилие резчиков и резьбы по дереву. Африканское искусство очень самобытно, в своей пластике и звуках оно является предтечей современности. У нас дома весит коллекция, вдохновлявшая меня с ранних пор. Отец сумел воспитать любовь к Африке и африканцам. 

В начале 60-х Абрамовы-старшие жили в Дакаре.

 По возвращении в Москву был поражен картинами весны и зимы. Отец как коммунист был любителем Пикассо, в семье популярностью пользовались импрессионисты и абстракционисты. Мама, как поклонница Запада, любила Достоевского. Взгляды и пристрастия были своеобразно переплетены. Споры по поводу политики порой до битья посуды и хлопанья дверью красной нитью шли через все мое детство. Родители жили в атмосфере острых идейных разногласий, но общей была вера в прогресс. Вид нью-йоркских небоскребов представлялся мне его воплощением. Жизнь текла среди прямоугольников и прямых линий, но откровением было, когда впервые попал в единственный тогда антикварный мебельный магазин на 3-й Фрунзенской. Оказывается, старые вещи, как и истины, должны пережить забвение и пренебрежение, чтобы снова обрести цену.

Отрочество

До 12 лет мечтал стать моряком. Мать, воспитывая во мне интеллигента, одновременно приучала делать всю домашнюю женскую работу, и не напрасно. Глубочайшим впечатлением отрочества был переход после 6 класса из обычной советской школы в новостройках в лингвистическую школу №59 имени Гоголя, бывшую гимназию имени купцов Медведниковых, находившуюся на Старом Арбате, указ об открытии которой был подписан самим Государем. Вхождение в неведомую для меня дотоле среду старой Москвы потрясло душу. Само здание с сохранившимися лепными орлами, архитектурными излишествами и огромными габаритами настраивало на антисоветский лад. Народ учился более рафинированный, чем на периферии. Школа имела прочные диссидентские традиции, парткомы и райкомы частенько разбирались за очередное высказывание, несанкционированный вечер опального поэта или исполнение самодельных политических частушек. Мы не понимали, что можно спать спокойно, благодаря ядерному щиту, который создало поколение, пережившее ужасы войны.

 В нашем классе была мода на новичков. Мальчики хотели со мной дружить, девочки были влюблены, а учителя ставили пятерки. Но я не знал правила для поведения звезд. «Близость уменьшает уважение» (латинская поговорка); надо держать дистанцию, нельзя сближаться.

Аня тоже училась в нашей школе.

В настоящее время идет дележ этого роскошного здания. Не вдавался в подробности, не знаю, кому оно в итоге достанется, но мое мнение, что наша Альма Матер (Мать кормилица), ставшая добычей новых русских, должна принадлежать РПЦ.

Юность

В 1977 году после упорной подготовки поступил на факультет экономической кибернетики в МЭСИ (сейчас Академия информатики), в соответствии с желанием матери. Однако она не учла, что моя врожденная, наследственная рассеянность (кличка была «Сеня» в честь Семен Семеныча Горбункова из «Бриллиантовой руки») несовместима с точными науками. Извлек только, что математизация, как язык науки, является стадией ее зрелости. И подумал впоследствии, что математизация еще ждет богословие. (Другая кличка была «Профессор»).

Отводил душу в богемном обществе студентов Архитектурного института (бывших одноклассников). Среди них были верующие, но никто не пытался меня обращать, настолько я казался безнадежным. Но однажды ответил, что хотел бы уверовать, но не могу. С большим энтузиазмом «рабствовал», помогая дипломникам делать макеты.

 Для характеристики этого периода позволю себе обнародовать эпизод из студенческой жизни. В грязном подвале Пушкинской улицы (ныне Б. Дмитровская) была безымянная пивная под знаменитым неофициальном названием «Яма». Мы с другом проводили там время, предаваясь исполнению русских песен, пытаясь подражать  Жанне Бичевской. Потом продолжили музыкальные упражнения, шагая обнявшись по тротуару Неглинки, и растягивая «Черный Ворон». Машина, въезжавшая с улицы в арку притормозила и шофер, высунувшись, обложил нас нецензурно. Мы, естественно, симметрично ответили. Тогда он вылез и оттолкнул нас. Я занимался гимнастикой в школьное время, поэтому одним ударом положил сначала шофера, потом пассажира, сломав свою кисть обо чью-то из их физиономию. В это время кто-то нажал на звуковой сигнал и мы «сделали ноги». Но день попался какой-то особенный. Далее возник конфликт из-за ожидания у телефонной будки. На этот раз ноги сделала следующая моя потенциальная жертва, и по комическому обстоятельству парень прибежал к стоявшей невдалеке милиции. Так от души поржать стражам правопорядка приходилось не часто: я прибежал к ним своими ногами. Проснувшись на следующее утро, не понял, где нахожусь — это был вытрезвитель. Еще до обращения к вере настроение после пьянки у меня всегда было суперправославное. Одежды на нас не было никакой, все разбирательства и заполнение документов проходили голышом. Смиренно я попросил не присылать телегу в институт и действительно ее не прислали безо всяких взяток. Покорную голову меч не сечет. С милицией я всегда находил общий язык.

"И мой нахальный смех всегда имел успех"

И наконец последняя подробность: вспоминая в тумане прошедший день, до меня дошло, что я «замочил» Скорую помощь. Сказать честно: пасовать перед силой мне тоже приходилось не раз, но руки вдвоем на одного я никогда не поднимал.

А гимнастику бросил по тривиальной причине: обиделся на оскорбления тренера, без которых спорта не бывает. Господь знал наперед, что если бы я накачался еще, то те двое бы уже не встали, а что было бы дальше — объяснять не нужно. Бодливой корове, как известно, рога не даются и на всякую силу есть сила.

 Но не так все просто для меня в этой истории. Я имел телосложение и танцевал практически профессионально. Если бы тогда соединил танцевальную пластику с гимнастическими финтами, то опередил бы историю лет на 20. Темперамент был колоссальный, грешная плоть не задумываясь, сама рождала фигуру за фигурой. Но увы, после драки кулаками не машут.

Молодость

Проучившись три года в институте, бросил его, испытав огромное облегчение, и увлекся пальцепунктурой, оккультизмом, восточными религиями под руководством некоей «экстрасенши». Сия дама называла себя верующей, в доме, увешанном антикварными иконами и крестами, посылала креститься своих пациентов. Будучи более образованной и опытной, поэт и композитор, она с легкостью разрушила мои материалистические представления, насадив заразу не лучшую, закрученную вокруг почитания собственной персоны. Поработав в шпионской школе под названием «Военный институт иностранных языков», она пользовалась служебной информацией для покорения аудитории. Это было нечто вроде попадания в тоталитарную секту в составе 2-х человек. И когда вопреки ей я обратился, то услышал такие слова: «Ты что, глупый, правда, что ли, поверил?» Для беса бОльшая заслуга погубить крещеную душу, поэтому они посылают креститься своих клиентов. Тогда мне стало понятно, почему таких «верующих» в старое доброе время отправляли на костер. Те, кто у них лечатся, получая на время выздоровление, вскоре обретают болезни и проблемы еще горшие, а многие через некоторое время умирают или кончают самоубийством. Любой священник подтвердит этот факт, потому что сами целители приходят иногда на исповедь, рассказывая, с какими силами они связались. К слову сказать, жертвы инквизиции за все века  равняются месяцу борьбы за Свободу, Равенство и Братство. И давно пора создать исследовательско- статистическое учреждение соответствующего профиля.

К вере я пришел под влиянием необыкновенной семьи, которую знал с отрочества, постепенно став своим человеком в большом доме Мити Гайдука и двух его братьев. После того, как все чаще начал ловить на лжи свою гуру, взор обратился к этим незаурядным людям. Они тоже когда-то увлекались йогой и разными философиями, но обратились раньше. И вера их была совсем другая, другого духа, хотя могли совпадать некоторые высказывания. Ненавязчиво и без менторства открыли мне великие истины, известные когда-то большинству русских людей с детства. В то время целительство под новым названием «экстрасенсы» только появилось, и даже Антоний Сурожский говорил об этом, как о допустимом явлении. Западное православие в страхе быть обвиненным в нетолерантности тоже вынуждено идти на компромисс.

 Какое-то время еще поддерживал отношения с той особой, работая в это время в нашей школе воспитателем продленки. Однажды меня позвали на комсомольское собрание, на котором «прорабатывали» одну нашу учительницу, духовную дочь отца Дмитрия Дудко. Прослушал весь концерт, проголосовал вместе со всеми за исключение ее из комсомола за «непатриотизм» и прочее. А после этого поднял руку, встал и тоже попросил меня уволить из рядов верных членов, как верующего. В ответ была минута молчания, а потом секретарь запинающимся голосом сказала, что этот вопрос мы рассмотрим на следующем собрании. В школе работала также моя мама, которая постаралась урегулировать дело. Мне выдали на руки учетную карточку и попросили уйти с работы. Карточку с комсомольским билетом я спустил в унитаз. И когда с гордостью рассказал все своей колдунье, меня назвали негодяем, потому что я, оказывается, всех подставил. Но больше всех досталось директриссе, замечательной женщине, которая, будучи коммунисткой, в реальности только смягчала удары, сыпавшиеся через нее на школу за подобные истории. Ее сын, Миша Шишкин, тоже учился в нашем классе и был нашим с Митей другом. Он очень симпатичный человек, стал в 1990-е букеровским лауреатом, но, к сожалению, его книги, несмотря на литературные достоинства, далеки от тех представлений, которые дороги русским людям. А политические взгляды противоположны. Хотя уверен, что придет и его час. А Мити теперь нет в живых. Но здравствует и поныне его единоутробный брат Тема, небезызвестный как протоиерей Артемий Владимиров. В те годы он тоже поработал в нашей школе и окончил свою карьеру в ней аналогично. Моя катехизация и христианское образование прошли в их доме, наполненном самиздатовскими книжками. Здесь собирался кружок будущих клерикальных авторитетов. Но первенствующего здесь не было, как не было первенствующего патриарха в эпоху неразделенных церквей.

В 1981 году поступил в художественное училище (уже не существующее сейчас) на краснодеревщика. Немалое значение имел призыв Солженицына — «выйти из системы», то есть стать фрилансером, что и позволяла такая профессия.  Для поступления в училище требовалось предъявить собственные работы, которых у меня не было. Что-то делали ребята, у которых в доме от отца был инструмент. В моей семье инструмента не было, зато нашлось знакомство, благодаря которому меня приняли «по блату». Выросши с тщеславным сознанием собственной интеллигентности, как неофит, надеясь на особенную помощь Божию, я думал, что в кругу работяг покажу «как надо». Но прошло гораздо больше лет, чем ожидалось, прежде чем я смог показать что-либо. Но во вновь избранной рукодельной специальности милостью Провидения большая часть моих ляпов оказывается к лучшему.

Символично, что первым заданием в училище было шиповое соединение в форме креста, которое чудесным образом получилось идеально. Мне посчастливилось быть любимчиком у мастера, Сергея Павловича Харламова, который, видимо, сразу углядел во мне будущего «фаната». Спустя два года по окончании училища, после очередной неудачи с работой, я пришел к нему, терзаемый сомнениями: мое ли это дело. «Не торопись, наберешь постепенно, я ведь сам столяр средний», — сказал он. Вот так простой русский человек смог проявить себя пастырем, поправ собственное самолюбие. Еще молодой тогда, сейчас он уже далеко не средний мастер. Встретившись с ним уже 2016 году, как представители одной возрастной категории, мы сошлись во всем. 



После перестройки

 По распределению меня устроили в Третьяковку реставратором мебели. Остальные выпускники предпочли более оплачиваемую работу на предприятиях. Здесь как новобранцем мною затыкали все дыры, гоняли « и в хвост и в гриву». Это было чем-то вроде ОФП для начинающего спортсмена (общефизическая подготовка). В работе постоянно не хватало то одного, то другого, это выработало смекалку и изобретательность — «голь на выдумки хитра». Но и близость шедевров, искусствоведов тоже сыграла свою роль. В 1984 году брал частные уроки рисунка и живописи у преподавателя из Худграфа Пединститута, усвоив тогда живописную манеру рисунка, которую студенты называют «сено-солома». Когда после решил готовиться в Строгановку, с меня потребовали четких графических линий, но полученного навыка не смог преодолеть: память, которая в пальцах, не стирается.

Моим «амбулаторным» учителем стал тогда иконописец и резчик Владимир Александрович Болтянский (тоже когда-то выпускник моего училища, а после Худграфа). Подняться до профессионализма смог в 1986 году, когда перешел в Останкинский дворец (Дом творчества крепостных). Здесь мне поставили руку и научили делать инструмент. Более высокой чистоты работы, чем у руководителя мастерской я не встречал. Работал он медленнее всех и, кроме резьбы, ничего больше не делал; пил в меру. Работали при включенном радио. Когда передавали музыку в быстром темпе, мы называли это «сдельщики». Бравурную музыку, как из фильма про войну, называли «наши». А партийная пропаганда и агитация называлась «порнография». Останкинская резьба очень мелкая, так что в дальнейшем естественным стал переход к мелкой иконной пластике.

В 1987 году случился забавный случай в семье. Отец сказал, что он выкинул икону, это был подарок Темы (о. Артемия), на самом деле он ее спрятал. Я же в ответ выкинул весь Политиздат. Пожалел только резолюции хрущевских съездов, как историческую ценность. В ней оказался его партбилет. Старое поколение помнит, ЧТО означало в то время потерять партбилет. Крестился, исповедался и причастился отец уже в 2012 году, лежа без движения в памперсах, за 2 недели до смерти.

 В 1988 году пришлось поработать на восстановлении Даниловского монастыря. Тут работали не имеющие отношения к Церкви шабашники, и, естественно, очень скоро меня отторгли от этой приблатненной обстановки. До перестройки многие художники и резчики зарабатывали такие суммы, что при их дележе доходило даже до убийства.

Скульптурная композиция в нашей деревне

В 1981 году, будучи уже «законченным» православным, я вошел в круг духовных чад отца Александра Шаргунова. Познакомился с ним самостоятельно, услышав в храме Всех Скорбящих на Ордынке его проповеди, содержащие интеллигентные обороты и монашескую терминологию.

Радостным удивлением было узнать, что этот круг пересекается с моими друзьями и знакомыми. Встречаться с батюшкой приходилось в основном в метро, это был лучший способ законспирироваться. Обстановка секретности очень импонировала молодым людям, но никто из нас не был гоним или репрессирован. Когда отец Александр ехал из храма, сзади тянулся рассеянный хвост его чад, которые по одному подходили решать свои проблемы. Уже тогда мы чтили Государя и были антиэкуменистами, почитая Зарубежную Церковь, в которой впоследствии пришлось разочароваться. Союзническими представлялись Западный мир и Еврейство, чье недоброжелательство в отношении России стало очевидно после крушения тоталитарного государства. Московская Патриархия осуждалась за «сергианство». Общий враг в лице богоборческой власти всех объединял, и было больше любви между нами.

Чада отца Александра подпольно печатали запрещенную литературу. Главным в этом деле был Володя Вильде, ныне милиардер, ведущий широкую благотворительность и собирающий за своим столом бывших подпольщиков. Когда-то и он принадлежал к касте резчиков, которая делит мир на 2 категории: резчики и не резчики. Тот, кто испытывал эту многочасовую боль от предельного напряжения душевных и телесных сил, покоряющих материал, не забудет до конца жизни, что есть Древоделие. Как многие, я Володин должник.

 Большинство же из нашей компании стало священниками, иконописцами, регентами, монахами, самостоятельными людьми. «Кто кадилом, а кто долбилом». (Даль). Хоть мы с нашим духовником разошлись, но воспоминание о тех временах самое дорогое. Когда я писал эти строки, возникла мысль сказать что-либо критическое в адрес отца Александра, и в этот самый момент обвалилась полка с инструментом за моей спиной, я подошел — рядом с над ней висела его фотография. Не надо, — подумал я. Отец Александр тогда был для меня вторым после Бога. И была возможность стать священником, но он не благословил и правильно сделал.

Лия в 90-е

В 1982 году, будучи трудником в Псково-Печерском монастыре, я подавал прошение о приеме в обитель. Иоанн Крестьянкин с любовью облобызал меня и велел приходить через год. Но, переусердствовав на почве умного делания, невидимой брани и непрестанной молитвы, и дойдя до юродства, я впал в прелесть и повредился, став неспособным к духовной жизни. Не имея квалифицированного духовного руководства, неправильно удерживал дыхание и пытался практиковать аскетические упражнения, приведя себя в состояние разгорячения крови, описанное Святителем Игнатием (не Лойолой). Сию печать отвержения с трудом пытаюсь снимать с себя всю жизнь.

Очень большое влияние оказал Максим Козлов, профессор Духовной академии, ныне заместитель председателя Учебного Комитета, заведующего всем образованием Церкви. Когда-то и он бывал в доме Темы Гайдука, учился вместе с ним на Филфаке МГУ, а потом по случайности оказался моим соседом в Раменках. Совместные чаепития привели к тому, что в 1987 году я стал патриотом, первым из круга о. Александра Шаргунова. Замминистра образования смотрит на мои литературные поползновения, как дирижер симфонического оркестра на бардовское пение.

90-е годы

Будучи прихожанином храма Всех Скорбящих Радости на Большой Ордынке, я молился каждое Воскресение у Казанской иконы (как положено) о ниспослании хорошей спутницы жизни. В 1987 году обвенчался с Лией Кокая, грузинкой, тоже выпускницей 59-ой школы.

За годы совместной жизни она стала иконописцем, живописцем и реставратором. Работ технически более совершенных не мало, но такая чистота, теплота и  умиротворенность образов встречается не часто даже в музеях. Вместе мы расписываем мебель и делаем всякие штучки. Их можно посмотреть на нашем сайте. Лия умеет понимать живописность, распознавать ее в повседневности, воссоздавая на полотне и иконной доске.

 В 1996 году поработал на реставрации интерьеров российского посольства в Берлине, а в 2005 году торгпредства в Вашингтоне. Загранпоездки были осуществлены под эгидой нашей унитарной фирмы, обслуживающей МИД и Торгпредства. С такой профессией можно было легко зацепиться и остаться, тем более, что я немножко говорю по-английски. В познавательном порядке провел переговоры с деловыми людьми, и к большому своему удивлению, все еврейские родственники в Америке и в Москве закричали в один голос: «Там кругом мошенники, тебя обманут!»))) Для американцев понятия «русский» и «еврей из России» имеют прямо противоположные знаки. Они сказали, что у меня акцент, как у русского злодея из фильма про КГБ. Всю жизнь мне приходится принимать помощь родственников, которые принадлежат к аудитории «Эха Москвы». Это очень сильный удар по моему самолюбию. Один из обязательных факторов успеха — смелость, а я боялся оказаться без помощи в критической ситуации. Успех — это резонанс немалого количества факторов, о которых я уже говорил, но выполнить их не выполнил.

Алексей около 2010 г.

Сделано множество работ в квартирных условиях, икон, крестов, церковной утвари, мебели, скульптуры. Как-то в одном храме, в алтаре, обратил завистливый взгляд на резное распятие; чья работа, спрашиваю — оказалось, моя. С одной стороны работа на Церковь — благое дело, но с другой — денежные счеты портят отношения. Нахожусь в постоянном художественном поиске, отношение, как к своим работам, так и чужим все время меняется. Много лет следовал традиции и не стремился выражать себя, но сказал в итоге новое слово («Царица Савская», «Антоний и Клеопатра», «В ожидании осени» и др.).

Не знаю, как истолковать, но за круглую большую скульптуру "Напряжение", впервые взялся утром 11 сентября 2001 года, а днем узнал шокирующих новостях из столицы современного Вавилона.

Поза мужчины - это мое характерное движение в танце.

 Мебельно-антропологическая серия — это гимн женской покорности, столь дефицитной в наши дни. 

Всю жизнь горячо молился, чтобы быть мастером не просто отличным, но из ряда вон выходящим. Не получая просимого, заливал пивом производственные проблемы, весьма к нему пристрастившись. Большую часть навыков и знаний приобрел самостоятельно, поэтому и процесс обучения продлился дольше, чем надо, тем более, что я еще любитель экспериментировать. Соответственно и ошибок было сделано слишком много. Но после многолетнего чтения акафиста мученику Вонифатию и поездки всей семьей в Серпухов к Неупиваемой чаше, Господь даровал силы установить сухой закон, чего и всем мужикам–работягам рекомендую. Также и курить бросил после поездки к той же иконе. Мы с Лией смеем причислять себя к кругу мастеров, одним из лучших представителей которого является Саша Соколов (1960 — 2015г), создавший список этой Чудотворной иконы.

 Хорошее дело работать учителем, главное не пыльное, только платят мало.))) В 2010-х годах поработал преподавателем Древоделия в церковно-приходской школе при Ново-Алексеевском женском монастыре в Красном Селе. Мой предшественник на этом месте, достиг больших успехов. Осталось большое количество интересных детских работ, которые валялись как мусор. И имени учителя никто не помнил. Его собственная работа (икона), на мой взгляд, является самым ценным предметом во всей школе. И тоже валялась в полном небрежении. Тут встает вопрос, что называть успехом? Ушел из школы, в очередной раз, убедившись, что для москвичей древоделие — не барское дело.

Наша избушка (задняя часть идет на снижение к речке Журавец).  Верхневолжье.

Мудрость и ум, по царю Соломону и Экклезиасту — исполнение заповедей. В Новом Завете вершиной совершенства называется любовь, которая также есть исполнение заповедей, высшая 33 ступень по Иоанну Лествичнику. Отсюда родство понятий: познать — полюбить. Все, кто меня знают, не обольщаются, насколько преуспел в исполнении заповедей. Но, откуда ушел, обо мне сожалеют. Есть еще понятие ума, как способность к наукам. Средний балл аттестата был 4, что вполне соответствовало действительности. Высшей мудростью по религии Антихриста является умение делать деньги, но и тут не преуспел. Куда ни кинь — везде клин.)))

Зато Бог даровал мне хорошую семью и хороший дом в Верхневолжье. Что еще нужно, чтобы встретить старость? Слова «Fe, Patria, Amor» (Вера, Отечество, Любовь) украшают дверь нашей избушки. Начиная с 1988 года, проводим здесь все лето. Иногда живем по полгода, и уже взрослые дети тоже к этому стремятся. Косули забегают в гости. Проезд такой, что после него можно смело участвовать в ралли Дакар-Париж. Руки и глаз древодела для гонок по бездорожью — то что надо. Крестьяне окрестных сел при нас не ругаются. Ждем, когда наши срубы станут цениться как антиквариат, а добираться будем на маленьком русском вертолетике. При подъезде к дому спуск, на котором вода не задерживается,  мы называем его «Самой лучшей в мире дорожкой». В соседней деревне Новодмитрово чада о. Александра печатали когда-то запрещенку.

 Задняя половина дома стоит на спуске к речке Журавец. Журавец — это внутреннее ребро церковной луковки.

Мой автопортрет узнаваем, но не точен. Я не заработал еще на такое количество бумаги, чтобы вывалить наружу всю подноготную. «А из зала мне кричат, — Давай подробности»(В. Высоцкий). Но это может бросить тень на моих родных и близких. Так что позволю себе воздержаться от публичной исповеди.

 Игорь Дмитриев, корнями уходящий в нашу  деревню, военнослужащий самой высокой пробы и мастер на все руки, мой добрый друг, сказал как-то: Офицер вынужден выбирать с кем он: с солдатами или с начальством. На лбу у него шрам от Афгана. 

 

Если Вы прочли эту книгу, то видите, с кем я.

   Кто сочувствует — молитесь о моих грехах и допущенных в книге ошибках. Признаю, что имею слабость считать свою деятельность более важной, чем она есть на самом деле.





Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.